ФАС не нашла нарушений в росте цен на бензин
Рост розничных цен на бензин в регионах России с 1 января не превысил 1,7%, прибавленные к зафиксированным правительством потолкам цен, заявил ТАСС начальник управления по топливно-энергетическому комплексу Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Дмитрий Махонин. По его словам, нефтяники соблюдают договоренности о стабилизации рынка топлива.
"В ряде регионов мы отфиксировали рост цены в размере не более чем на 1,7%. Преимущественно это регионы европейской части России", - рассказал представитель ведомства. По его словам, повышение цен с 1 января 2019 года отмечено в основном в крупных компаниях, которые обосновывают это ростом НДС. "Других причин и предпосылок мы не видим, потому что маржинальность достаточно приемлемая", - отметил он.
В новогодние каникулы продавцы горючего стали повышать цены на бензин и дизтопливо на своих АЗС. В ближайшие месяцы эксперты не ожидают существенного роста топливных цен в связи с ростом налогов и акцизов, но предупреждают, что топливо на бирже может начать дорожать к весне.
В соответствии с данными от 9 января стоимость литра АИ-92 относительно предыдущего мониторинга, проводившегося 24 декабря, в среднем выросла на 19 коп., до 42,31 рубля, АИ-95 - до 45,99 руб. (рост на 20 коп.), АИ-98 в среднем подорожал на 31 коп., до 52,27 рубля. Сильнее всего в среднем выросли цены на дизельное топливо - на 50 копеек, до 46,84 рубля.
Повышение цен затронуло ряд крупнейших розничных продавцов топлива в Москве. На АЗС "ТНК-Столица" стоимость АИ-95 выросла до 45,66 рубля (24 декабря средняя стоимость этой марки бензина на АЗС "ТНК-Столица" составляла 45,56 рубля). На заправках "Роснефти" АИ-95 поднялся до 45,77 рубля. (45,63 рубля - 24 декабря).
Рост стоимости топлива наблюдается и в других российских регионах. Ранее вице-премьер Дмитрий Козак говорил, что с нового года цены на бензин и дизель могут вырасти на 1,7% из-за роста НДС с 18 до 20%. Кроме того, с 1 января в РФ выросли в 1,5 раза и акцизы на бензин и дизтопливо - до 12,3 тыс. руб. и 8,5 тыс. руб. за тонну соответственно.
С 2019 года в России заработал так называемый демпфер - механизм, который позволит сдержать цены на топливо внутри страны, если на них вновь будут давить макроэкономические показатели: курс рубля и цена нефти. Если цены на нефть подскочат и на внутреннем рынке снова образуется дисконт к экспортной цене топлива, государство доплатит нефтяникам из бюджета, который получит дополнительные нефтегазовые доходы. Но с начала октября 2018 года цены на нефть планомерно снижались, падение не остановилось даже после того, как ОПЕК, Россия и другие, не входящие в картель страны договорились в начале декабря о сокращении добычи нефти.
Весной 2018 года в России резко выросли цены на топливо. На это, в частности, повлияли высокие цены на нефть и дешевый рубль. Эти два фактора вызвали резкий рост цен на топливо на экспортных рынках, а на российском рынке впервые в истории образовался серьезный дисконт, и нефтяники попытались увеличить цены внутри страны, чтобы выровнять маржинальность бизнеса в России и за рубежом. В конце мая в ситуацию вмешалось правительство: с 1 июня в стране были снижены акцизы на топливо, а Козак взял с нефтяников устное обещание заморозить цены, пригрозив в противном случае повысить пошлины на нефтепродукты.
В начале ноября после роста оптовых цен на некоторых заправках независимых компаний нефтяники снова пообещали правительству стабилизировать цены и подписали специальные соглашения с Минэнерго и ФАС. Подписи поставили представители "Роснефти", ЛУКОЙЛа, "Газпрома" и "Газпромнефти", "Татнефти", группы ТАИФ, "РуссНефти", "Нефтегазхолдинга", "Сургутнефтегаза" и "Нового потока".
Эти десять компаний обязались до конца 2018 года сдерживать цены в рознице и на оптовом рынке на уровне специальных индикативных цен, которые установило правительство, а с января 2019 года они получили право повысить цены лишь на 1,7%.
Читайте также
- Овощи и фрукты не по карману: россияне начали больше экономить на продуктах питания
- ЦБ РФ повысил ключевую ставку до 5%
- Российские банки передали коллекторам рекордный объем долгов за семь лет
- Российские законодатели займутся разработкой отдельного закона о навозе
- Займы с высокой вероятностью одобрения: что нужно знать